от

Миссия компании – приносить прибыль ее учредителям?!

На написание этого поста меня вдохновила статья Ицхака Адизеса “На пороге управленческой революции”. В ней рассматривается ряд важных аспектов, я же хочу более подробно сосредоточиться на одном из них, местами используя цитаты из статьи.

Лет 10 назад я слышал историю о компании, на стене которой красовался плакат следующего содержания: “Миссия нашей компании – приносить прибыль ее учредителям!”…

Бурлаки на Волге

Миссия нашей компании – приносить прибыль ее учредителям!

И действительно, предыдущее поколение, да и мое поколение тоже, жило в тяжелых условиях, часто не жило, а выживало. Ценность денег в этих условиях невозможно было переоценить, деньги стали главной ценностью, ради денег люди порой были готовы буквально на все! И работать люди привыкли из-за денег и ради денег. Для этих поколений часто достаточно стабильно выплачиваемой заработной платы, чтобы удержать работника в течение многих лет.

И вот приходит новое время. Во многих отраслях становятся востребованными молодые специалисты которым немного за 20. Именно они быстрее и проще всего разбираются в быстроизменяющемся высокотехнологичном мире, находят и предлагают такие решения, о которых более зрелые коллеги даже не предполагали. Это еще не Миллениумы, но думают они уже совсем не так, как мы. Они в сознательном возрасте не застали ни последние годы жизни СССР, ни ту откровенную разруху и беспредел, которые были сразу после него. Они росли в относительном довольствии, не голодали, и для них Сникерс никогда не был чем-то вожделенным и запредельным.

“Люди ищут смысл жизни. Чем в большей степени удовлетворены наши материальные потребности, тем меньше мы беспокоимся о завтрашнем дне, но чаще задумываемся о ценностях. Сегодня невозможно не замечать подъема религиозных чувств и растущего интереса к духовным практикам.”

Ввиду специфики своего бизнеса, я регулярно сталкиваюсь с молодыми специалистами и с уверенностью могу сказать, что для многих деньги не являются достаточной мотивацией. Они хотят понимать ради чего работает компания и какую ценность для мира она формирует. Вопросы геймификации выходят за рамки этой статьи, их я не затрагиваю.

“Молодое поколение начинает доминировать на рынке труда, они не желают работать только за деньги — они хотят понимать, что их деятельность имеет смысл и нацелена на улучшение мира, а не просто на извлечение прибыли. Компании должны определить свои ключевые ценности и понять, как контролировать их соблюдение.”

Очевидно, что с каждым годом эта тенденция будет только усиливаться.

“Компании, нацеленные исключительно на прибыль и интересы акционеров, в будущем не смогут привлекать лучших специалистов, а в наши дни успех без них невозможен. Таланты пойдут туда, где уважают их ценности.”

А это означает, что те руководители, которые управляют своими компаниями по старинке, в недалеком будущем будут вынуждены уйти, либо прямо сегодня им жизненно необходимо перестроиться, направить усилия на проявление своего Бренда, смыслов которые его формируют, ценностей, вспомнить намерение, с которым они создавали Компанию, проявить ее предназначение, отличное от “приносить прибыль своим учредителям”.

Многие руководители уже сегодня сталкиваются с проблемой молодых специалистов, но не понимают ее истинной причины, ищут обходные способы действовать по старинке, считая молодежь испорченным поколением. Надо сказать что некоторым это удается. Недавно один из моих клиентов рассказывал кейс о том, как его знакомый подбирает персонал. Он берет на работу только тех, кто связал свою жизнь с ипотекой и просто вовремя платит им зарплату. Таким образом он актуализирует старые ценности в головах новых людей.

Очевидно, что какое-то время такие уловки будут работать, но это будет ровно до тех пор, пока руководители нового времени не наберут критическую массу. Бренд, Стратегия, Корпоративная культура – вот три кита, на которых зиждется здоровье Компании, ее прибыльность и успех в новом времени!

“В погоне за прибылью многие организации стали неэффективными, погрязли во внутренних конфликтах, запутались в вариантах развития и дурно влияют на общество и окружающую среду. Здоровая компания — это гармоничная организация внутри и снаружи. Именно такие компании получают стабильную прибыль, в отличие от разобщенных и хаотичных.”