от

Незабываемое путешествие по Норвегии

Этот пост будет не на тему Брендинга, а на не менее интересную тему — тему Путешествий. В 2018 году моя супруга заказала на свой День Рождения не много, не мало — каждый месяц в течение года совершать как минимум одно путешествие. Вызов мной был принят, в 2018 году на август месяц мы уже посетили: Москву и Подмосковье, Тахко (Финляндия), Будапешт (Венгрия), Сочи,  Полоцк (Беларусь), Тарту (Эстония), Кипр (автопутешествие), Алтай (автопутешествие от Горно-Алтайска до Кош-Агача + Телецкое озеро), Турку (Финляндия), Стокгольм и наконец совершили самое яркое путешествие года — июльское автопутешествие по Норвегии, протяженностью 5 000 км.

Фотографии со всех этих мест доступны в моем Инстаграме: @e_soloviev

Наш маршрут пролегал из Санкт-Петербурга в Турку на автомобилях, из Турку в Стокгольм на пароме Viking Line, из Стокгольма на автомобилях в Осло, далее немного на север и потом против часовой стрелки по Норвегии с севера на юг до Осло и затем в обратный путь.

Маршрут путешествия по Норвегии

План путешествия по Норвегии, протяженность маршрута, без учета паромных переправ 5 000 км

Нас было 7 человек, ехали мы на двух автомобилях, Ford Explorer из пресс-парка Ford и моей Skoda Octavia.

Наша команда

Евгений, Юлия, Алена, Артем, Маргарита, Алина, Руслан

Skoda Octavia и Ford Explorer

Наш транспорт: Skoda Octavia и Ford Explorer

Так как мы не сами планировали путешествие, а присоединялись к блогеру Руслану Юнису, то следовали его концепции (провести максимально экономное путешествие по Норвегии), поэтому ниже я буду много писать о норвежских ценах, которым мы уделяли самое пристальное внимание. На момент нашего посещения Норвегии, 1 норвежская крона стоила примерно 8 рублей, для удобства я буду писать цены в рублях.

Норвегия — очень дорогая страна, в среднем цены в 2-3 раза выше чем в Москве или Санкт-Петербурге. Так для сравнения литр 95 бензина стоит на наши деньги 130 рублей, самая простая шаверма в турецкой забегаловке — 800 рублей. Стоимость парковки в центре Осло — 500 рублей за 40 минут. Поставить палатку в кемпинге — как у нас номер в гостинице, а гостиницы вообще редкое явление, и если хочется проделать большой путь и посмотреть множество достопримечательностей, то либо нужно брать в аренду кемпер, либо жить в палатках, как это делали мы.

Юлия Соловьева

У нас был и электрический, и обычный чайники, пригодились оба

Багажники в начале путешествия

Наши багажники, в Шкоде ехало 3 человека, поэтому завалено вещами одно место сзади + заполнен бокс на крыше. За 15 дней все взятое пригодилось.

Я могу бесконечно рассказывать насколько Норвегия красивая страна. И красота эта повсеместна. Бесчисленные фьорды, наполненные бирюзовой водой, водопады, заснеженные горы и ледники (это при температуре воздуха +22 градуса в горах), чистейшие озера, кажется что к этому невозможно привыкнуть, не понимаешь, что тебя может еще удивить, но каждый следующий день приносит новые виды, красоты и впечатления. Мы ехали против часовой стрелки, но я рекомендовал бы поступать иначе и ехать по часовой стрелке, с юга на север. В этом случае красоты изо дня в день будут усиливаться и в конечном счете вы получите еще больше удовольствия.

К красоте фьордов невозможно привыкнуть, а они сопровождали нас большую часть путешествия

К красоте фьордов невозможно привыкнуть, а они сопровождали нас большую часть путешествия

Самая высокая точка Норвегии, доступная на автомобиле (1600 метров над уровнем моря)

Самая высокая точка Норвегии, доступная на автомобиле (1600 метров над уровнем моря)

 

Бирюзовая вода фьордов

Как правило во фьордах вода бирюзового цвета

Евгений Соловьев

Можно приплыть в Норвегию и на пароме, это тоже должно быть очень красиво

Водопад в Норвегии

Красивейшие водопады встречаются повсеместно

В горах +22 и снег, мы играем в снежки, а норвежцы катаются на лыжах

В горах +22 и снег, мы играем в снежки, а норвежцы катаются на лыжах

Норвежский ледник

Норвежский ледник тает, порождая бурный поток, который плавно превращается в бирюзовый фьорд

Дорога тролля

Дорога тролля

У нас был более-менее определенный маршрут, с отмеченными достопримечательностями, которые мы хотели посетить, но без указания конкретных мест ночевки. Каждый вечер, как правило после 20 часов, мы начинали искать подходящий кемпинг. Эта стратегия отлично работала в более северных районах (т.е. в центральной Норвегии), там можно приехать в любой кемпинг, даже если он закрыт, поставить палатку, а заплатить за ночевку утром. В южных районах эта стратегия начала давать сбой. Часто мы находили место ночевки только после 22 часов, а уходя домой, администраторы кемпинга либо закрывали шлагбаум, либо организовывали туалет по карточкам, которые постояльцы могли получить только при оплате кемпинга. Так нам пришлось применять русскую смекалку, просто для того чтобы иметь возможность по человечески ходить в туалет, с последующими разборками утром с администрацией кемпинга. Но что делать, ночевать то где-то надо, а встать «дикарем» возможно далеко не везде. Те, кто передвигаются на кемперах, не беспокоятся на этот счет и ночуют в своих кемперах прямо на парковке.

Один из лучших норвежских кемпингов, в которых мы были

Один из лучших норвежских кемпингов, в которых мы останавливались

Немного о самих кемпингах. Это основное место ночевки путешествующих по Норвегии, поэтому кемпингов достаточно много. Но не всегда в них есть свободные места. Мы планировали преимущественно арендовать домики и ставить палатку только на «диких» остановках, но домик арендовать получилось только один раз, т.к. обычно все домики заняты. Как правило в стоимость кемпинга входит возможность поставить палатку и туалет, душ в большинстве случаев идет за дополнительную плату, причем далеко не везде можно кинуть 10 или 20 крон (80-160 рублей) и помыться, где-то нужно купить либо специальный жетон, либо карточку, а сделать это можно только когда администрация кемпинга на месте, что крайне редко бывает утром и вечером. Кухня как правило доступна бесплатно, розетка 220 вольт у палатки за дополнительную плату, но далеко не везде в принципе есть такая возможность, а вот слово Wi-Fi в кемпингах никто не слышал. Только в одном месте мы видели бесплатный Wi-Fi, в остальных местах пользовались сим-картами Дримсим.

Кому то удобнее спать в машине, хотя лично я предпочитаю палатку

Кому то удобнее спать в машине, хотя лично я предпочитаю палатку

В Норвегии нужно платить буквально за все, но российские номера позволяют бесплатно ездить по платным автомагистралям, которых чрезмерно много в Норвегии и вставать на некоторых парковках, не оснащенных шлагбаумом. Поэтому при выборе ехать на своей машине или арендовать машину в Норвегии, я рекомендую ехать на своей. С точки зрения комфорта конечно же лучше арендовать кемпер, но! Если вы не водитель фуры, то на узких горных дорогах вы гарантированно пожалеете о сделанном выборе.

Skoda Octavia на норвежских дорогах

Skoda Octavia на одной из видовых горных дорог

Ford Explorer на норвежской горной дороге

Ford Explorer шире чем Skoda Octavia, но на нем значительно легче ехать по горным узким дорогам, чем туристам на кемперах

В отличие от Алтая, в Норвегии цивилизация есть абсолютно везде. Скатав половину бака мы всегда начинали искать заправку и находили ее довольно быстро. На АЗС всегда есть вкусный кофе, перекус, вода (хотя воду в Норвегии можно пить из под крана), туалет и другие радости жизни. Кажется, что в каждой деревне есть нормальный супермаркет. Если у вас электрокар, то в Норвегии вы также не будете испытывать проблем с инфраструктурой. По моим ощущениям, у них каждая пятая машина — Tesla. И в скором будущем они планируют вообще запретить продажу автомобилей, оснащенных двигателями внутреннего сгорания.

Tesla Model X

Tesla мне очень понравилась, хоть загородный дом с зарядкой покупай)

Тем не менее, напуганные норвежскими ценами, всю еду мы везли с собой. Лишь изредка мы покупали что-то в супермаркетах. Кстати сами норвежцы считают поход в ресторан по пятницам — атрибутом роскошной жизни) Единственной ошибкой было то, что мы не додумались взять сублимированную походную пищу, такое решение значительно скрасило бы нашу норвежскую жизнь) В целом мы настолько много внимания уделяли экономии, что в конечном итоге, без учета шоппинга и кофе на заправках, мы уложились в 50 000 рублей на одного человека, что сделало наше путешествие просто мега бюджетным.

Территория гостиницы, no camping, но остановиться перекусить и искупаться никто не запрещает

Территория гостиницы, no camping, но остановиться перекусить и искупаться во фьорде никто не запрещает

Немного о хайкинге (горном трекинге). В Норвегии это довольно популярное занятие и есть несколько достопримечательностей, таких как «Язык троля», «Прекестулен» и «Кьераг» к которым можно попасть, только проделав довольно трудный путь. И если до «Прекестулен» идти 1-2 часа без серьезного набора высоты, то «Язык тролля» для неподготовленного человека будет настоящим испытанием. Чтобы попасть к последнему — нужно либо встать на нижней парковке, где как правило есть места и пройти в один конец 14 километров, 4 из которых будут представлять из себя бесполезный набор высоты по автомобильной дороге, либо занять место в очереди на верхнюю парковку, которая открывается в 6 утра. Кстати верхняя парковка стоит порядка 5 000 рублей, нижняя — 4 000.

Язык троля

Язык тролля

Прекестулен

Прекестулен

Итак, мы приехали на нижнюю парковку в 20 часов, осмотрелись, после чего поднялись выше до парковки работников ГЭС. Вечером она свободна и мы прямо на ней поставили палатки, оградив их автомобилями. В 4 утра мы встали, собрали палатки, спустились на нижнюю парковку и заняли очередь на верхнюю. В 5 утра мы были уже 3 и 6 в очереди. В 6 утра очередь уже насчитывала порядка 20 автомобилей. Наверху всего мест 20-30, поэтому лучше приезжать на парковку хотя бы в 5.30. Дорога по горам в одну сторону, до самого языка (10,5 км) заняла у нас 6 часов, обратно порядка 5 часов. Было жарко и я очень пожалел, что взял с собой тяжелый рюкзак, наполненный теплыми вещами. А вот треккинговые палки очень помогали, разгружая колени. Обратно мы буквально приползли. Стоило ли оно того? Я считаю что стоило. И дело даже не в самой фотографии с языка, а в неимоверных горных красотах и преодолении себя.

Перед хайкингом на Язык троля. Все самое интересное нас ждет впереди

Перед хайкингом на «Язык тролля». Все самое интересное нас ждет впереди. Напрасно мы утеплялись, правы были те, кто сразу шел в шортах.

Дорога на Язык троля сама по себе очень живописная

Дорога на «Язык тролля» сама по себе очень живописная

Над облаками

Над облаками

В путешествии мы выполняли небольшую дополнительную миссию, нам нужно было доставить подарок сослуживцу дяди моей супруги, который живет на самом юге Норвегии. Друг дяди и его супруга оказались очень гостеприимными людьми, и последние 2 дня, после 2 недель кемпингов и палаток наш экипаж жил в двухэтажном раю) Нормальная человеческая кровать, душ без ограничений, стиральная машина и нормальная человеческая пища, что еще нужно для полного счастья?). Пока мы «жировали» в гостях, наш второй экипаж продолжал вести аскетичный, кочевой образ жизни.

В ожидании пира

В ожидании ужина

После «коммунального рая» мы сделали 1 000 километровый марш-бросок от Кристиансанна через Осло к Стокгольму. В самом Осло ничего особо интересного мы не нашли и, рассудив что шведские кемпинги будут дешевле норвежских, мы выдвинулись в сторону Стокгольма, начав поиски кемпинга за 2-3 часа до прибытия в него. Это было большой ошибкой. Во-первых все кемпинги оказались на отдалении примерно 10 км от трассы, причем ехать нужно было к ним буквально через местную промзону. Во-вторых цены на них оказались не меньше, а больше чем в Норвегии. Так в одном 5* кемпинге, кишащим людьми нам предложили поставить 2 палатки почти за 10 000 рублей. В конечном итоге настал вечер и очередные кемпинги были уже закрыты, причем закрыты по худшему сценарию (закрыт и шлагбаум и туалет). Пришлось открывать букинг и бронировать гостиницу в пригороде Стокгольма. На удивление, но вполне себе нормальные 2 номера с завтраком оказались дешевле чем поставить 2 палатки в кемпинге. Наш второй экипаж оказался более продуманным и встал на ночевку сразу после границы со Швецией. Воссоединились мы уже только в Стокгольме.

Один из редких кадров в Осло

Один из редких кадров в Осло

Снова паром Viking Line, шоппинг в Хельсинки, и вот уже граница, дорога до Питера и дом родной. Заправляюсь 98 бензином на Neste по 53 рубля и думаю как же хорошо на родине)

В ожидании погрузки на паром Viking Line

В ожидании погрузки на паром Viking Line

Больше фотографий и различных описаний нашего путешествия можно посмотреть в Instagram по хэштегам: #7innorway и #семеровнорвегии.

Главным организатором и идейным вдохновителем путешествия был блогер Руслан Юнис, с которым мы познакомились в блог-туре Skoda, в его ЖЖ можно найти ряд статей о нашем путешествии.